Новости


Путешествие не особым путем // Памяти памяти Марии Степановой

В печать вышла книга Марии Степановой Памяти памяти проза-эссе о феномене межпоколенческой памяти и семейной истории. По мнению Дмитрия Бутрина, это необходимое чтение прежде всего для того, чтобы понять, что мы можем это обсуждать: органичного русского языка для обсуждения памяти поколений раньше просто не было.

Времена и герои Дмитрия Хворостовского

Чаще всего бывает так, что оперные певцы решаются представлять международной публике новый, непривычный, нешлягерный репертуар лишь в зените карьеры, уже располагая кредитом совершенно безоговорочного доверия.

Ловец моментов // Анри Картье-Брессон и его снимки в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка под названием Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 19321946, на которой в виде снимков представлена рукотворная Scrapbook книга, подготовленная фотографом для своей посмертной выставки в нью-йоркском МоМА в 1947 году. Рассказывает Игорь Гребельников.

Мы движемся обратно к Мамлееву // Владимир Раннев об опере и Прозе

В электротеатре Станиславский сегодня начинается серия премьерных показов Прозы новой оперы по текстам Юрия Мамлеева и Антона Чехова, написанной и поставленной Владимиром Ранневым. Накануне премьеры с композитором встретился Дмитрий Ренанский.

Культрасцвет // Светская жизнь

На прошлой неделе светская жизнь дала такой основательный крен в сторону культуры, что изрядная ее часть прошла в Санкт-Петербурге. На исторической сцене Мариинского театра закрылся фестиваль Context.

С классикой на скрюченной ноге // Национальный балет Марселя на DanceInversion

На сцене Геликон-оперы в рамках фестиваля DanceInversion Национальный балет Марселя показал Кордебалет и Болеро в постановке своих руководителей Эмио Греко и Питера Шольтена. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

В тени большинства // Культурная политика

За три дня до культурного форума в Санкт-Петербурге на киностудии Ленфильм собрались зарубежные кинокритики на первый коллоквиум ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы), посвященный современному российскому кино.

В авангард с пересадками // Эль Лисицкий в Третьяковской галерее и Еврейском музее

На двух московских площадках в Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке открылась выставка Эль Лисицкий. Ретроспектива одного из главных художников авангарда, объединившая произведения из российских и европейских музеев, проходит при поддержке компании Транснефть и благотворительного фонда Сафмар. Рассказывает Игорь Гребельников.

Очки и баррикады // На экранах Молодой Годар Мишеля Хазанавичюса

Фильм Молодой Годар появился спустя век после русской революции и почти через полвека после революционных событий 1968 года во Франции. О том, как революционные иконы превращаются в карикатуры, Андрей Плахов.

Струны сочувствия // Гидон Кремер выступил в Гоголь-центре

Две российские премьеры с музыкой Моисея Вайнберга, Роберта Шумана, Карлхайнца Штокхаузена, фотографиями Антанаса Суткуса, скульптурами Низара Али Бадра и анимацией Сандро Канчели были представлены на творческом вечере Гидона Кремера в Гоголь-центре.

Уходит почва из-под нот // Pazifik Exil Сергея Невского на Новой сцене Александринки

На Новой сцене Александринского театра при поддержке Гете-института выступил немецкий ансамбль Neue Vocalsolisten Stuttgart. Центральным событием вечера стала российская премьера оперы Сергея Невского Pazifik Exil. Комментирует Дмитрий Ренанский.

Вещие овощи // Выставка Джузеппе Арчимбольдо в палаццо Барберини

В римском палаццо Барберини, в Национальной галерее старинного искусства проходит масштабная выставка, посвященная художественному миру знаменитого позднеренессансного художника Джузеппе Арчимбольдо. На ней побывал Андрей Плахов.

В темпе века // Концерты Владимира Юровского с госоркестром и Гидоном Кремером

Двумя филармоническими программами русской и европейской музыки последних ста лет, исполненными с участием Гидона Кремера и Госоркестра имени Светланова, дирижер Владимир Юровский отметил 100-летие революции.

Везде есть своя свобода и несвобода // Борис Березовский о фольклоре, Шуберте и господдержке

Одним из участников концертной программы VIСанкт-Петербургского международного культурного форума станет пианист Борис Березовский. Он рассказал Юлии Бедеровой о работе на Западе и в России, а также о своем фестивале Музыка земли, объединившем фольклор и классическую музыку.

Танцы беспокойной души // Компания Дрездена-Франкфурта на DanceInversion

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в рамках фестиваля DanceInversion выступила Танцевальная компания Дрездена-Франкфурта бывшая труппа Уильяма Форсайта, которой руководит ее бывший солист Якопо Годани. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

С мира в Рим // Бернини в Галерее Боргезе

Римская Галерея Боргезе отмечает юбилей своего открытия в 1997 году выставкой, посвященной Джованни Лоренцо Бернини. Экспозиция, собранная при поддержке модного дома Fendi, с беспрецедентной полнотой показывает наследие художника и скульптора, совершившего революцию в искусстве XVIIвека. Из Рима Елена Пушкарская.

твин-Пикс не математическая формула // Криста Белл о Дэвиде Линче, помешательстве и колдовстве

11 ноября в Центральном доме архитектора в рамках большой программы клуба Кругозор выступит американская певица и актриса Криста Белл, только что выпустившая новый альбом We Dissolve и дебютировавшая в сериале Дэвида Линча Твин-Пикс.

Закон без творчества // Ольга Федянина о политике и экономике в деле Кирилла Серебренникова и Седьмой студии

Александр Калягин на чрезвычайном заседании секретариата Союза театральных деятелей дал делу Седьмой студии и нападкам на театр экономическую и политическую оценку.

Угар рэпа // Культурная политика

Российский рэпер Мирон Федоров, он же Oxxxymiron, выступил в спорткомплексе Олимпийский перед 22тыс. зрителей. Очевидно, что ничего более значительного в ближайшие полтора месяца не случится, и можно смело начинать подводить музыкальные итоги года, который как следует встряхнул российскую поп-сцену.

Мотор и балерина // Светлый путь. 19.17 Александра Молочникова в МХТ

К 100-летнему юбилею революции в МХТ, почти как в старые времена, приурочили датскую премьеру: Светлый путь. 19.17. Но если раньше такую постановку доверили бы только заслуженным орденоносцам, то сегодня постановщик совсем молодой режиссер Александр Молочников. Рассказывает Ольга Федянина.

Стиль вне подозрений // В прокате экранизация Скрюченного домишки Агаты Кристи

На экраны вышел фильм Скрюченный домишко первая экранизация классического романа Агаты Кристи, написанного в 1949 году. По мнению Юлии Шагельман, у французского режиссера Жиля Паке-Бреннера получился старый добрый британский детектив со смолл-токами и файф-о-клоками.

Зимний вспомнил осень семнадцатого // Выставка к 100-летию революции в Эрмитаже

В Эрмитаже открылась выставка Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. Михаил Трофименков считает, что эта экспозиция, эффектно опровергнув собственное название, переросла смыслы, заложенные в нее кураторами.

Всемирная витрина // Открылся венский Weltmuseum

В Вене торжественно открылся после 13-летней реновации Всемирный музей Weltmuseum. В прошлой жизни он назывался без затей Музеем этнологии, но теперь собранные Габсбургами бесчисленные этнографические раритеты повествуют совершенно новую историю. Рассказывает Сергей Ходнев.

Маска, я тебя узнаю // Названы номинанты национальной театральной премии

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла пресс-конференция организаторов Золотой маски, на которой был оглашен шорт-лист соискателей главной национальной театральной награды.

Мастер обменного маневра // Умер Владимир Маканин

На 81-м году жизни в поселке Красное под Ростовом-на-Дону умер писатель Владимир Маканин. Единственный из прозаиков своего поколения, он до конца жизни сохранял творческую силу и способность разжигать нешуточные литературные страсти.

В СССР каждый день был для нас приключением // Сюзи Кватро о новой группе и своем месте в сегодняшнем шоу-бизнесе

Британская певица, бас-гитаристка и ролевая модель всех затянутых в черную кожу рок-барышень Сюзи Кватро выпустила совместный альбом с гитаристом Энди Скоттом из группы The Sweet и Доном Пауэллом, барабанщиком Slade.

Заложники нелюбви // Семейные травмы в фильмах Римского фестиваля

Сюжеты многих фильмов нынешнего Римского кинофестиваля, непохожих во всем остальном, связаны с психологическими травмами, от которых герои с самого детства или юности страдают в семье и в обществе. Этот лидирующий тренд в мировом кинематографе комментирует Андрей Плахов.

Русские пришли // Предаукционные выставки Sothebys и MacDougalls в Москве

Аукционные дома Sothebys и MacDougalls показали в Москве топ-лоты своих ноябрьских торгов русского искусства. Представители обоих утверждают, что жизнь в этом непростом сегменте рынка налаживается. Комментирует Олег Краснов.

Кто кончил жизнь тропически // Венсан Кассель сыграл Поля Гогена

В прокат выходит фильм Дикарь, рассказывающий о первом путешествии Поля Гогена во Французскую Полинезию. Юлия Шагельман удивилась тому, какими унылыми вышли на экране таитянские радости великого художника.

Бесспорный Монтеверди // Вечерня Пресвятой Девы в исполнении Филиппа Херревеге

В Петербурге и Москве выступил один из знаменитейших ансамблей старинной музыки Collegium Vocale Gent Филиппа Херревеге. В рамках большого гастрольного турне, посвященного 450-летию Клаудио Монтеверди (а также 70-летию самого Херревеге), фламандские музыканты привезли в Россию ключевое произведение духовной музыки XVIIвека монтевердиевскую Вечерню Пресвятой Девы.

В поисках собственного времени // Timeless в Национальном балете Чехии

На сцене пражского Национального театра главная балетная труппа Чехии представила премьеру трех одноактных балетов разных хореографов, объединенную общим названием Timeless. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Летописный уголок // Культурная политика

Конкурс Живая летопись. Судьба семьи в истории страны, итоги которого подвели в Архангельске на прошлой неделе, сложно рассматривать как событие чисто культурное в этом качестве конкурс эссе о семейной истории, организованный Институтом книги, издательством Ridero и администрацией Архангельской области, выглядит достаточно очевидным.

Общество нетрезвости // Пьяные Ивана Вырыпаева в постановке Марата Гацалова

Пьяные Ивана Вырыпаева вот уже несколько лет одно из самых популярных современных репертуарных названий в России. В пермском Театре-Театре режиссер Марат Гацалов и композитор Сергей Невский сделали из пьесы музыкальный спектакль. Рассказывает Ольга Федянина.

Грех пополам // Ближний город Марюса Ивашкявичюса в постановке Кирилла Серебренникова

На закрытии фестиваля-школы Территория показали спектакль Ближний город, поставленный Кириллом Серебренниковым в Латвийском национальном театре в Риге. Таким образом, физически отсутствующий на фестивале арт-директор все же получил возможность художественного высказывания о современном человеке, которого можно назвать человеком постпсихологическим. Рассказывает Ольга Федянина.

Телом о душе // В Москве представили Страсти по Матфею Джона Ноймайера

В Концертном зале имени Чайковского состоялось российско-германское представление Страстей по Матфею Баха в постановке хореографа Джона Ноймайера. Значение события, подчеркнутое присутствием в зале президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, сполна оценила Татьяна Кузнецова.

Рафаэля показали объемно // в венской Альбертине

Венский музей Альбертина показывает большую монографическую выставку, посвященную искусству Рафаэля, которая превосходит многие и многие музейные чествования великого ренессансного художника: 130 графических листов и 18 картин представляют все этапы Рафаэлева творчества (а также внушительный круг мировых музейных коллекций). Рассказывает Сергей Ходнев.

Театры обменялись режиссерами // В Берлине состоялись громкие премьеры

Три главных театра Берлина встретили осень громкими премьерами: Фольксбюне показал Ифигению, Берлинер ансамбль Кавказский меловой круг, а Шаубюне Цеппелина. О том, что объединяет эти внешне не связанные между собой спектакли, Дмитрий Ренанский.

Лучшее

Поэт и толпа. Речь Аллы Демидовой

«Продуманный террор, чтобы нас запугать? Или абсолютное непонимание театрального процесса?» Выступление Аллы Демидовой при получении за Кирилла Серебренникова присужденного ему гран-при премии «Сделано в России - 2017»

Голосуй — не голосуй. Шоу про выбор и европейские ценности довезли до Москвы

Независимая продюсерская компания Федора Елютина, привозившая в Москву два проекта группы главных театральных инноваторов Европы Rimini Protokoll - Remote Moscow и Cargo Moscow, - показала премьеру нового проекта «Кандидат».

«Убийство в Восточном экспрессе»: из детектива в мистерию

В российский прокат вышел новый фильм по книге Агаты Кристи. Кеннет Брана превращает всем известный детектив в религиозную мистерию, а смешного усатого сыщика - в трагического персонажа, без надежды на успех латающего прорехи в нашем несовершенном мире

Текст Конституции шипит на утюге. Об основном проекте Уральской индустриальной биеннале

Жоан Рибас уловил дух времени и попытался нащупать новые связи между изображением, словом и значением, появившиеся в век четвертой индустриальной революции. Слегка копнул в прошлое, чуть-чуть заглянул в будущее, но сосредоточиться решил на настоящем.

Матильда. Киносценарий

Культура Александр Александров Принятые сокращения: ИНТ. - интерьер НАТ. - натура ЭКСТ. - экстерьер 1. ТЕАТР. ИНТ. ДЕНЬ. Иван Карлович - директор Императорских театров - производит фотографирование балерин в присутствии великого князя Владимира Александровича.

«Твин Пикс» в деталях. Эпизод 16: Одержимые ангелами

Культура Кадр из сериала «Твин Пикс» Внутри каждого человека есть золотое зерно - неважно, в прямом или переносном смысле. Не злой демон, не клубок детских травм и обид, не пустота, которую нужно заполнять алкоголем и чужими страданиями, - нет, там всегда есть кто-то сильный, храбрый и добрый, даже если мы уже забыли о его существовании.

«Гроза» двух столиц

Культура «Сноб» номинирует «Грозу» Андрея Могучего на премию «Сделано в России» в категории «Культура». Осенью 2017 года наши читатели смогут принять участие в голосовании и выбрать победителей премии«Гроза» в БДТМогучий поместил «Грозу» во вневременное условное пространство русского мира.

«Твин Пикс» в деталях. Эпизод 13: между прошлым и будущим

Культура Со временем действительно происходит что-то странное. Бобби Бриггс, рассказывая Эду и Надин, как нашел послание отца, утверждает, будто это произошло в тот же день, хотя случилось все в девятом эпизоде, то есть, по самым скромным подсчетам, дня три назад.

Актуальное

Годар жил, Годар жив

В российский прокат выходит «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичюса - фильм о кинорежиссере, который слишком увлекся перестройкой общества

Звучащие прикосновения и хэштег-активизм. Художники Lexus Hybrid Art о своих работах

Культура Фото: Дмитрий Чунтул Виктор Поляков, Cubed/UncubedО своей работеКуб - абстрактная геометрическая универсалия, у которой появились новые смыслы под влиянием таких известных представителей минималистского движения, как Дональд Джадд, Сол Левитт, и многих других.

«Чапаев и Пустота». Мантра от брусникинцев

Культура Фото: Даша Трофимова/Театр «Практика» Основная сюжетная линия в книге Пелевина - взаимоотношения Василия Чапаева, командира Азиатской конной дивизии, и главного героя Петра Пустоты, назначенного ее комиссаром.

Смерть автора

Культура Кадр из фильма «Слишком свободный человек» Этот фильм должен был, конечно, стать катастрофой. Кино про оппозиционного политика, вышедшее на экраны спустя два года после его убийства и снятое людьми, которые имеют непосредственное отношение к «Дождю», - легко себе представить, что могло из этого получиться.

Одежда с гвоздей и усы в руках. О премьере «Безприданницы» Дмитрия Крымова

Культура На сцене спиной к зрительному залу стоят ряды кресел, как в зале кинотеатра, по центру задника висит большой экран (художник - Анна Кострикова). Слева - длинный ряд висящих на гвоздях курток и пиджаков: сколько человек пришло на «просмотр фильма», и не сосчитать, может, 100, а может, 50.

Театр во время чумы. Как прошла премьера «Маленьких трагедий» Серебренникова

Культура «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова начинаются со сцены в привокзальном буфете. Там сидят какие-то тетки с кошелками, кемарит пьянь и, как всегда, ненужную чушь бубнит телевизор, давно уже не имеющий к реальной жизни никакого отношения.